Раскрыты мошеннические схемы «черных» риэлторов!

Профессия риэлтора и опасна, и трудна. Трудна, потому что необходимо владеть большим количеством информации, постоянно вести переговоры с людьми, к каждому искать свой подход. Только кажется, что купить-продать квартиру проще простого. А опасна эта работа, потому что через руки риэлтора проходят большие суммы денег, которые им не принадлежат. Это может вскружить голову, и тогда риэлторская деятельность может принять криминальный оттенок. Именно о таких людях наши истории.

Профессия риэлтора и опасна, и трудна. Трудна, потому что необходимо владеть большим количеством информации, постоянно вести переговоры с людьми, к каждому искать свой подход. Только кажется, что купить-продать квартиру проще простого. А опасна эта работа, потому что через руки риэлтора проходят большие суммы денег, которые им не принадлежат. Это может вскружить голову, и тогда риэлторская деятельность может принять криминальный оттенок. Именно о таких людях наши истории.

Все эпизоды преступлений в статье реальные. С уголовными делами мы знакомим читателей «Казанской Недвижимости» с разрешения Вахитовского районного суда и Верховного суда Республики Татарстан.

Дело двух сестер

В 2004-2006 годах на рынке недвижимости Казани работали две сестры Тюменева Софья Маликовна и Решетько Нурия Маликовна, уроженки Таджикистана. Они организовали фирму ООО «НПКФ «Хите», которая занималась риэлторской деятельностью. В 2004 году они принялись обменивать квартиру своей клиентки на квартиру большей площади. Клиентка, которая впоследствии стала первой потерпевшей по этому делу, в качестве предоплаты за новое жилье внесла Тюменевой 695 тысяч рублей. После получения денег, риэлторы какие-либо действия по данному обмену прекратили, а деньги потратили на свои нужды, и отдавать их не собирались. Против них было возбуждено исполнительное производство и в результате вынесен приговор суда, по которому деньги необходимо было вернуть пострадавшей. Но вплоть до 2006 года, когда были уже открыты иные махинации сестер, они деньги возвращать не хотели и к приставу-исполнителю не являлись.

Позже к этому делу добавились еще несколько подобных. Так, одному из потерпевших сестры задолжали 750 тысяч рублей, взяв их в качестве оплаты покупки нового жилья, но потратив опять на свои нужды. Их общий долг девяти потерпевшим составляет почти 3 миллиона рублей. За время своей мошеннической деятельности Тюменева и Решетько смогли купить дом, который планировалось перепродать в последствии по более высокой цене. В настоящее время все долги перед потерпевшими погашены.

После рассмотрения в суде всех девяти эпизодов мошенничества на рынке недвижимости, Тюменевой назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Решетько наказана условно с испытательным сроком 4 года, поскольку было доказано, что ведя преступную деятельность вместе с сестрой, финансовыми вопросами она не занималась.

Преступный сговор

2006 год оказался богат на аферы в сфере недвижимости, что доказывают эти истории. Так, в 2006 году существовало агентство недвижимости ИП «Умеркаева» в г. Казани, которым управляла Умеркаева Динара Зуфаровна, а помогал ей в «черной» риэлторской деятельности Мухаметшин Ромир Зуфарович.

В феврале 2006 года Умеркаева заключила договор со своей клиенткой, которая судом была признана потерпевшей, согласно которому ИП «Умеркаева» получило 1000 долларов США в счет будущей сделки купли-продажи квартиры по ул. Чистопольской г. Казани со сроком исполнения договора – 1 месяц. После этого, Умеркаева, реализуя свой преступный умысел, ввела в заблуждение хозяйку квартиры и заключила с последней договор-соглашение на информационно-маркетинговые услуги, согласно которому Умеркаева взяла на себя обязательство по продаже той самой квартиры. Решив продать таким образом квартиру одной своей клиентки другой клиентке, получив с обеих за это комиссионное вознаграждение. В такой сделке не было бы ничего криминального, но сделка не была оформлена надлежащим образом, обязательства по договорам не выполнены, а деньги потрачены.

Менее чем через полгода Умеркаева и Мухаметшин провернули эту схему еще раз. Вместе таким образом они реализовали 10 лже-договоров на риэлторские услуги. Суд определил, что Умеркаева и Мухаметшин при свершении своих действий вступили в преступный сговор, направленный на хищение денег путем обмана и злоупотребление доверия. Вахитовский суд г.Казани определил каждому из них 4 года лишения свободы в колонии-поселении общего режима.

Организованная группа

Как рассказал «Казанской Недвижимости» следователь отдела особо важных дел следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ Уразманов Айрат Наилевич, в течение нескольких лет в Казани действовала по хорошо отлаженной схеме преступная группировка, которая занималась мошенничеством с квартирами. В неё входило 13 человек, из них 4 — женщины. Идейным вдохновителем был риэлтор Литвинко Петр Александрович (имя и фамилия изменены, т.к. приговор не вступил в законную силу – прим.ред.), и именно поэтому широкой общественности это громкое дело было известно как «дело Литвинко». Однако, в последствии его роль организатора суд не признал. В своем агентстве недвижимости Петр Александрович проводил легальные сделки купли-продажи, помогал оформить документы простым гражданам по «белым» схемам, без обмана и надувательства.

Но как установил Верховный суд РТ, была у его компании и другая сторона деятельности. По дворам, рюмочным и злачным местам выискивались одинокие, социально незащищенные люди, юридически безграмотные, в основном, злоупотребляющие спиртным, которые не знали о возможности мошенничества на рынке недвижимости. Вот для таких граждан у Литвинко были наготове «черные» схемы работы. Таких людей выискивали, втирались к ним в доверие, выпивали с ними за компанию и потихоньку готовили почву для разговора о переселении из квартиры куда-нибудь в деревню. «Продадим мы твое жилье, купим дом в деревне. Уедешь, будешь курочек разводить, хозяйством обзаведешься, глядишь, жизнь наладилась, женщина появится», — такие разговоры были любимой присказкой банды.

Судом было доказано, что доверенности на подготовку и проведение сделки купли-продажи своей жилплощади «клиенты» Литвинко подписывали по-разному – кто-то в состоянии алкогольного обвинения, кто-то после применения к нему грубой физической силы, а кто-то — в глубоком заблуждении. Дальше действовала одна и также схема – «клиентов» вывозили в один из отдаленных районов республики или за её пределы, например, в Мамадышский район или Вятские Поляны. Селили их в деревне в доме одного из членов банды. Там опять же продолжали их спаивать, слегка подкармливали, тешили сказками. А когда «клиент» все же замечал что-то неладное, его начинали избивать, под страхом смерти заставляли писать расписки в получении за свою жилплощадь денег, и отпускали. Поили всех своих клиентов токсичными, вредными для здоровья спиртосодержащими жидкостями. Позже при обыске в доме у одного из членов группировки нашли несколько бочек с суррогатным алкоголем.

Первым, кто попался на эту аферу, был неоднократно судимый за кражи гражданин. Он полагал, что никогда не станет добычей мошенников, раз сам прошел «зону». А когда осознал свое заблуждение, было уже поздно. Его квартиру продали, денег не отдали, из неизвестной деревни привезли в Казань избитым и покалеченным. В правоохранительных органах на вчерашнего «клиента» банды смотрели предвзято. Но, тем не менее, заявление его рассмотрели, начали расследование, которое постепенно вывело органы на преступников. Только до этого банда, как было отмечено на чтении приговора по делу в Верховном суде РТ, успела совершить еще два десятка преступлений.

Схема и её вариации

Не всегда преступники действовали по одинаковой схеме. В зависимости от каждой конкретной ситуации они незначительно меняли свой план. Литвинко был неплохим психологом, и находил к каждому человеку свой подход. Так, например, говорится в приговоре суда, однажды в поле зрения им попала одинокая 80-летняя старушка. Молодой человек из банды уверял её в своей любви, предлагал руку и сердце. А старушка поверила сердцееду и вышла за него замуж. А как только она расписалась не только в книге ЗАГСа, но и в доверенности на продажу своей квартиры, молодой супруг вывез её в деревню к своим друзьям. Ей он это объяснил тем, что хочет сделать в их квартире ремонт и жить с ней, как муж с женой. Больше он в деревне не появлялся, лишь иногда звонил и проверял состояние старушки, которая, в конце концов, сошла с ума. Она бродила по деревне и всех расспрашивала, где же её улица, на которой она когда-то жила в Казани. В одной из пьяных драк, которые часто бывали в домах участников банды, старушку убили.

Судом доказано, что была и еще одна история, которая выходила за рамки традиционной «черной» схемы Литвинко. На одной из центральных улиц нашего города в сталинке жили престарелая мать и сын инвалид. Оба они пили и практически не могли за собой ухаживать, поскольку почти не двигались. Подельники Литвинко втерлись к ним в доверие, обманным путем подписали доверенность на продажу квартиры и вывезли их в деревню.

Дело было осенью, а их поселили в не отапливаемом сарае. Люди лежали практически без движения, за ними никто не ухаживал, не убирал, только лишь кормили изредка дошираком и спаивали. Сначала умерла женщина, и банда Литвинко решила похоронить её на кладбище. Они пытались договориться об этом с директором кладбища, но та вызвала милицию. Но их ответы не вызвали подозрения у милиции, ведь смерть была не насильственной. Тогда им по чистой случайности удалось избежать наказания, — утверждает Верховный суд РТ.

После матери умер и сын, его же похоронили в чистом поле. Квартиру, естественно, продали, а деньги потратили на красивую жизнь. Несмотря на то, что суммы от таких «черных» продаж были большими, они никуда не вкладывались, а растрачивались.

Стоит назвать несколько имен тех, кто входил в банду помимо Литвинко. Эти имена были зачитаны на публичном вынесении приговора в Верховном суде РТ (имена и фамилии изменены, т.к. приговор не вступил в законную силу – прим.ред.) — Малков Эдвард, Куркин Вольдемар, Терент Леонид, Поршина Алена (жена Малкова). Как Поршина Алена утверждала во время следствия, с Литвинко совместных сделок она не имела, но обращалась к нему лишь за оформлением некоторых справок по своим вариантам.

Верховным судом РТ 30 июня 2009 был публично вынесен приговор по этому делу: мужчин приговорили к 7 – 13 годам лишения свободы, а женщин к 3-7 годам условно. В качестве смягчающих обстоятельств суд учел наличие несовершеннолетних детей у подсудимых. Гражданские иски остались без удовлетворения. Приговор не вступил в силу, т.к. подсудимые в данный момент пытаются его обжаловать в вышестоящих инстанциях.

Притворилась риэлтором

История Алены Поповой (имена и фамилии изменены, т.к. приговор не вступил в законную силу – прим.ред.) совсем недавно облетела все телеканалы нашей республики. Еще бы! Женщина обвинялась в мошенничестве в сфере недвижимости, при этом риэлтором как таковым она не являлась, а на суде позиционировала себя как кинолог, который просто по доброте душевной решила помочь хорошим людям с их квартирным вопросом. На счету этой женщины всего 2 эпизода мошенничества, что по сравнению с предыдущими нашими историями, не так то и много, однако Поповой было предъявлено обвинение в приготовлении к убийству.

По материалам судебного дела, осенью 2004 года женщина получила от неустановленного следствием лица подложное свидетельство о праве на наследство, согласно которому владельцем квартиры, хозяйка которой скончалась в феврале 2004 года, становился знакомый Поповой. Она предложила помочь ему продать квартиру за вознаграждение в 20 тысяч рублей. Когда мужчина согласился, Попова оформила все необходимые документы и продала квартиру за миллион рублей.

Однако в январе 2009 года новому хозяину было отказано в госрегистрации сделки с квартирой, поскольку документы были фиктивные. Мужчина обратился в правоохранительные органы.

Узнав о том, что ее знакомым заинтересовались в милиции, обвиняемая, как было сказано на публичном чтении приговора, решила организовать его убийство. Она обратилась к ранее судимому знакомому, пообещав за убийство 30 тысяч рублей. Тот, в свою очередь, предложил совершить убийство своему приятелю, с которым ранее вместе отбывал наказание в колонии. Авансом женщина заплатила им 5 тысяч рублей и сообщила адрес потерпевшего. Однако «киллеры» рассказали потерпевшему о поступившем «заказе» и обратились в правоохранительные органы. В дальнейшем один из мужчин под контролем оперативников «совершил убийство» и в качестве доказательства продемонстрировал заказчице на экране своего мобильного телефона фото «убитой» им жертвы. После того, как обвиняемая сообщила о готовности перечислить оставшуюся часть гонорара, она была задержана сотрудниками милиции.

Второй эпизод её «криминальной» карьеры не носил столь тяжкий характер.

По решению Верховного суда РТ, Попова получила 10 лет и 6 месяцев в исправительной колонии общего режима. По гражданским искам суд постановил взыскать с обвиняемой в пользу потерпевших в общей сложности 1 миллион 700 тысяч рублей. Решение суда еще не вступило в силу, т.к. Попова подала кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию.

К сожалению, на рынке недвижимости периодически появляются риэлторы, готовые переступить закон ради легкой наживы. Словосочетание «черный риэлтор» уже достаточно крепко устоялось как в народе, так и в СМИ. Но, как нам кажется, многие попадаются на аферы и махинации таких людей из-за своей излишней доверчивости, а не только потому, что нечестных людей в недвижимости много.

Источник: Журнал "Казанская Недвижимость"


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы