Капремонт помог Татарстану в кризис

ЗА ДВА ПОСЛЕДНИХ ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ УЛУЧШЕНЫ УСЛОВИЯ 829 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ – ЭТО 22% ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан осуществляет очень интересный для татарстанцев информационный проект под названием "Итоги реализации на территории РТ 185 федерального закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ": вопросы и ответы".

ЗА ДВА ПОСЛЕДНИХ ГОДА В РЕСПУБЛИКЕ УЛУЧШЕНЫ УСЛОВИЯ 829 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ – ЭТО 22% ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан осуществляет очень интересный для татарстанцев информационный проект под названием "Итоги реализации на территории РТ 185 федерального закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ": вопросы и ответы".

15 МЛРД. И 4470 ДОМОВ

-Сколько денег было освоено в ходе реализации на территории Республики Татарстан федерального закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" за два года?

-За два года в Татарстане было отремонтировано 4470 домов на сумму около 15 миллиардов рублей. Для сравнения, в предыдущие годы на капитальный ремонт в среднем расходовалось максимально до 1 миллиарда рублей ежегодно. Четыре основных источника было задействовано при реализации программы 2008 и 2009 годов – средства федерального фонда (44,5%), средства республиканского и местного бюджетов (43,2%), а также средства населения (5,5 %). Кроме того, в программу были интегрированы средства лизингового фонда и программы перехода на двухконтурные котлы.

За два года Республика Татарстан освоила весь причитающийся лимит из средств фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, который был определен в размере 6 миллиардов 652 миллионов рублей, из них в 2008 году было освоено 1 миллиард 938 миллионов рублей, остальные 4 миллиарда 714 миллионов рублей израсходовали в 2009 году. Татарстан был и остается регионом, получившим из средств фонда содействия реформированию ЖКХ самый большой объем финансирования на решение проблемы недоремонта жилищного фонда. Следует отметить, что Татарстан и в 2009 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не отказался от объемов софинансирования и сохранил ее на уровне 48,95%. Тогда как внесенные поправки в закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволяли республике снизить долю своего финансового участия в программе до 12 процентов.

Теперь информация с разбивкой по годам. Всего в 2008 году на капремонте было освоено 4,2 миллиарда рублей, из них в столице республики 1,1 миллиарда рублей. В 2009 году на капитальный ремонт было израсходовано 9,7 миллиарда рублей, из них в Казани капитально отремонтировано 408 домов на сумму свыше 3 миллиардов рублей.

Казань и в 2008 и 2009 годах получала наибольший объем финансирования. В реализации программы приняли участие все муниципальные образования, имеющие многоквартирные дома.

-Какие работы были выполнены в ходе реализации программы?

-В результате реализации программы было отремонтировано 4 470 домов общей площадью 15,8 миллионов квадратных метров (это 30% от общей площади многоквартирных домов), улучшены условия 829 тысяч жителей (это 22% всего населения республики и почти 30% населения, проживающего в многоквартирном жилом фонде).

Отремонтировано 2,7 миллиона квадратных метров кровли; 3,9 миллиона квадратных метров фасадов; заменено 7,7 тысяч километров внутридомовых инженерных сетей (расстояние от Калининграда до Камчатки). Было установлено 6 335 общедомовых приборов учета; заменены 1 039 лифтов, двухконтурными котлами оборудовано 8 912 квартир.

РАЗВИВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ В СФЕРЕ ЖКХ

-Почему стало возможным освоить средства федерального бюджета за два года?

-Закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не подразумевает проведение капитального ремонта – как самоцель. Разработчики документа предусмотрели, что деньги на ликвидацию недоремонта смогут получить субъекты, реально занимающиеся преобразованиями в жилищно-коммунальном комплексе. Другими словами, реализация закона должна подтолкнуть преобразования в этой сфере. Речь идет о развитии конкуренции при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, приходе в отрасль инвесторов, развитии самоуправления в жилищной сфере, обеспечении реализации производственных и инвестиционных программ предприятиями коммунального комплекса. Условия предусматривают замену предоставления дотаций предприятиям жилищно-коммунальной отрасли эффективной персонифицированной социальной поддержкой малоимущих при оплате услуг ЖКХ, а также реализацию мер по энергосебережению.

Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса начала действовать в Татарстане с 2004 года, поэтому республика оказалась одним из наиболее подготовленных субъектов. Достаточно сказать, что по проводимому федеральными органами власти рейтингу достигнутого общего уровня эффективности в сфере жилищного строительства и ЖКХ по итогам 2007 и 2008 годов Татарстан занимает первое место. Предметом для оценки в сфере ЖКХ явился анализ эффективности управления в сфере, доля убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса, уровень износа коммунальной инфраструктуры, оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере ЖКХ, уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам, предоставление субсидий непосредственно гражданам в денежной форме.

-А как сегодня обстоят дела с выполнением условий фонда?

-Основных условий - 13, некоторые из них комплексные и включают решения сразу по нескольким вопросам. С момента принятия закона большинство условий меняли свои формулировки. Говоря об этом нужно отметить, что Татарстан также принимал активное участие в законотворческой деятельности по данному документу.

Сегодня остаются муниципальные образования, которые не выполняют в полном объеме условия 185-го закона, по которым установлен срок до 1 января 2010 года, и это, безусловно, может стать причиной неполучения ими средств на программу будущего года. Проблемными остаются условия, по которым в управлении частных управляющих компаний с долей участия государства и мунципалитета не более чем 25 процентов, должны находится не менее 80 процентов многоквартирных домов; доведение до 80 процентов количество частных управляющих компаний с долей участия государства и муниципалитета не более чем 25 процентов; обеспечение выполнения представленных в фонд графиков работ по межеванию. Вопрос по выполнению условий федерального закона об уходе от перекрестного субсидирования в настоящее время не решен в части теплоснабжения по ОАО "Татэнерго". Сегодня эта работа ведется на уровне руководства республики.

ЧЕТЫРЕ ГОДА ЗА ДВА

-Почему программу, рассчитанную на четыре года, республика решила выполнить за два?

-Первая и главная причина – инфляция. Уровень инфляции в строительном комплексе и ЖКХ выше традиционно устанавливаемых показателей. По разным оценкам досрочное выполнение программы позволило сэкономить до 35 процентов средств. Другими словами, выполнить больший объем работ и отремонтировать большее количество домов. Второй немаловажный фактор – возможность получения дополнительных средств за счет накоплений фонда по размещенным в банках активам, а также за счет средств, которые другие субъекты не смогли выбрать из бюджета фонда. Ну и другая несколько косвенная, на первый взгляд, но от этого не менее важная задача – обеспечение строительного комплекса достаточным объемом работ для сохранения основных сил в кризисный период. На работах по капремонту в 2009 году было задействовано более 25 тысяч человек.

-Сколько строительных компаний было задействовано в реализации программы, как часто поступали жалобы на их работу и какие основные претензии были у инспекторов к их работе?

- В 2008 году участие в программе капитального ремонта приняли 330 организаций-подрядчиков, в 2009 году их число увеличилось до 469. Наибольшее увеличение по числу подрядчиков, если сравнивать с показателями 2008 года произошло в Казани с 12 - в 2008 году до 82 – в 2009.

Второй год реализации программы стал, несмотря на большие объемы, успешнее. К примеру, такой показатель как количество домов, в которых работы были выполнены с нарушением сроков, по сравнению с 2008 годом снизился почти вдвое. Что касается претензий жилищных инспекторов, то необходимо отметить, что в 2008 году большая их часть касалась низкого качества производимых работ, тогда как в 2009 году инспекторы указывали на пробелы в оформлении документов.

-Какие механизмы при реализации программы были дополнительно внедрены в 2009 году?

-В 2009 году были сохранены все механизмы, продемонстрировавшие свою эффективность и необходимость. Приоритетным остался вопрос контроля – контроля за составлением смет, выбором материалов и технологий, проведения работ на всех этапах. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан также утверждались требования к разработке дефектных ведомостей и смет, устанавливалась предельная стоимость по разным видам работ. Вся проектно-сметная документация проходила государственную экспертизу, в результате этого за два годы было сэкономлено 270 миллионов рублей.

А вот систему выбора подрядных организаций пришлось изменить. Первоначально выбранный конкурсный принцип, по которому подряд получает тот, кто готов сделать работы за меньшие деньги, нередко сбоил. Компании, переоценившие свои силы, или просто решившие собрать первоначальные деньги с контрактов уводили программу в задержку сроков и низкое качество работ. В 2009 году прибегли к квалификационному отбору. Оценивали результаты предыдущей работы по капитальному ремонту (компании, внесенные в 2008 году в список недобросовестных от участия в отборе были отстранены), оценивали наличие производственной базы, проверяли количество квалифицированных рабочих и инженеров в штате компании, дисциплинированность в вопросах налогообложения и т.д.

В 2009 году особенно остро встал вопрос необходимости обеспечения приоритета изделиям собственных товаропроизводителей при проведении государственных закупок, создания организованной системы закупок качественных строительных материалов и оборудования. Поэтому была разработана и внедрена электронная товарно-информационная система (ЭТИС). Она позволяет организовать систему закупок и обеспечивает прозрачность сделок в рамках реализации 185 федерального закона.

-Сколько домов в Татарстане все еще нуждается в ремонте?

-Муниципальными образованиями заявлено о необходимости проведения капитального ремонта в 6 737 домах общей площадью 23,5 миллиона квадратных метров. Эти объемы очень значительны. Если получится реализовать задуманное, отремонтировать их удастся до конца 2014 года, а начиная с 2015 года, перейти на нормативный ежегодный ремонт за счет средств населения. При этом необходимо учитывать, что ежегодный прирост недоремонта будет составлять в среднем 1, 7 миллиона квадратных метров.

ОДНОЭТАЖНЫЕ ДОМА ПОКА ПОДОЖДУТ

-Если все деньги, предусмотренные для республики фондом, получены, на какие средства можно рассчитывать в 2010 году?

-Проект федерального закона предусматривает выделение в 2010 году дополнительных средств субъектам России. Предусматривается распределение 50 процентов средств, которые фонд заработал за 2 года (на 1 января это сумма составляет 10 миллиардов рублей), между субъектами, которые выбрали весь лимит и выполнили программы капитального ремонта и переселения. Деньги будут распределяться пропорционально лимитам субъектов. фондом предложено с 1 января 2010 года реализовать в республике пилотный проект и направить для этого средства федерального бюджета в объеме 2,5 миллиарда рублей, средства республиканского бюджета в таком же объеме и платежи населения за капитальный ремонт. Общий объем программы следующего года оценивается в 5,5 миллиарда рублей.

-Изменятся ли условия программы в 2010 году?

- В основном предлагается сохранить действующую схему реализации программы. Госзаказчик – министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики, система казначейского учета средств по каждому дому, квалификационный отбор подрядных организаций, контроль выполнения работ со стороны государственной жилищной инспекции и собственников помещений, государственная экспертиза проектно-сметной документации. Включаться дома будут только при наличии дефектных ведомостей, согласованных ГЖИ и собственниками. Подрядчики будут отбираться из перечня добросовестных по итогам работы за два года.

Но в остальном условия будут жестче.

Проведенный анализ потребности в капитальном ремонте показал, что большую часть домов составляют двухэтажки и пятиэтажки. Учитывая, что стоимость капремонта в малоэтажных домах до трех этажей дороже стоимости ремонтных работ в многоэтажных зданиях, и что при ремонте многоэтажных домов улучшаются жилищные условия большего количества людей, в связи с ограниченным объемом финансовых средств, предлагается не заходить с ремонтом в одноэтажные дома, ремонт двух- и трехэтажных домов рассматривать индивидуально.

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ завершает разработку типовых проектов капитального ремонта жилых домов по видам работ, при их формировании были в основном использованы материалы и оборудование местных производителей. Нововведение вызвано тем, что только в 2009 году было изготовлено более 10 тысяч смет. Причем не было единообразного подхода.

Дома предлагается включать в программу в соответствии с территориальной схемой размещений: по-улично, по-квартально.

Выполнение работ, направленных на энергосбережение и наличие энергетических паспортов домов – также обязательные условия участия в программе 2010 года. Установку приборов учета в связи с ограниченными финансовыми возможностями предлагается проводить по лизинговой схеме.

Также одним из условий включения домов в программу будет отсутствие задолженностей жителей дома по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

В 2010 году сохранится и обязательное условие софинансирования со стороны собственников помещений. В программу будут включаться дома, по которым доля софинансирования, принятая собственниками, будет больше. При этом сохранится действующая схема по предоставлению субсидий малообеспеченным гражданам.

Установленные тарифы за капитальный ремонт планируется довести до уровня федерального стандарта капремонта, который в 2010 году составляет - 5 руб./кв.м. Для сравнения, тарифы, установленные на 2009 год, сильно дифференцированы в разрезе муниципальных образований, размер их варьируется от 0,44 до 2,97 руб./кв.м.

-Как часто за два года жильцы обращались с жалобами на проведение капитального ремонта?

-Капитальный ремонт всегда сопряжен с большим числом неудобств для жильцов. В этой ситуации утешением является тот факт, что после проведения работ комфорт жильцов существенно улучшается, а коммерческая стоимость недвижимости в таком доме возрастает. Для строителей ремонт также связан с массой проблем: жильцы не пускают в свои квартиры или же в момент проведения работ не живут в доме, работы приходится проводить в условиях так называемой чистовой отделки и важно не нанести ущерба внутриквартирному ремонту.

За два года реализации программы только государственной жилищной инспекцией приняты меры по 916 обращениям граждан, жалующихся на ненадлежащее проведение капитального ремонта. При этом следует отметить, что в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, количество обращений уменьшилось в 1,4 раза.

-Что можно посоветовать собственникам, желающим, чтобы их дом попал в программу капитального ремонта 2010 года?

-Не сидеть и не ждать, когда придет представитель исполкома и предложит провести в доме капитальный ремонт. Действовать нужно незамедлительно. Собрать общее собрание жильцов и принять все решения, связанные с участием в программе. Более подробную информацию об этом можно почерпнуть из материалов сайта министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Источник: Бизнес-Онлайн


Поделиться в соц.сетях
Статьи по теме Новости недвижимости
Квадратный метр в новостройке Казани стоит более 103 тысяч рублей
Обзор самых громких событий весны на рынке недвижимости. Рассказываем про новый спальный район на ул.Родина, повышение цен и снижение ставок по ипотеке.
Кадастровый номер объекта недвижимости.
Кадастровый номер объекта недвижимости - это уникальный номер, по которому проводится идентификация объекта. Его присваивает орган регистрации прав при постановке недвижимости на кадастровый...
Лучшие материалы