Вся правда о риелторах: как агенты уводят и разводят клиентов

В основе этой истории, начало, а затем и финал которой я наблюдал своими глазами, лежат, как часто бывает, две распространенных «беды» человечества: некомпетентность и стремление к экономии, выходящей за пределы разумного. Причем если бы не объединение этих «бед» в голове одного и того же человека, то, скорее всего, ничего плохого бы не произошло.

В основе этой истории, начало, а затем и финал которой я наблюдал своими глазами, лежат, как часто бывает, две распространенных «беды» человечества: некомпетентность и стремление к экономии, выходящей за пределы разумного. Причем если бы не объединение этих «бед» в голове одного и того же человека, то, скорее всего, ничего плохого бы не произошло.

Сказка с несчастливым концом

Итак, ситуация проста, как дважды два. Жил-был на свете человек. Хорошо ли, плохо ли – нам это неведомо. А ведомо то, что ближе к своему сорокалетию он в результате многолетнего напряженного труда накопил сумму, позволяющую ему наконец-то решить свой жилищный вопрос. А вопрос этот, надо сказать, беспокоил его сильно, так как собственным жильем он не обладал, и семья его, включающая двух несовершеннолетних детей, вынуждена была ютиться то в одной, то в другой съемной квартире.

И вот заветный момент настал: почти вся сумма, необходимая для приобретения собственной двухкомнатной квартиры, была собрана. А «кусочек» размером в четверть стоимости он занял у своего брата.

Поскольку денег было, прямо скажем, в обрез, совершенно естественным образом в голове нашего персонажа вступили в тяжелую схватку два противоположных стремления. С одной стороны, все его естество стремилось к тому, чтобы обеспечить своему вожделенному приобретению максимальную надежность. С другой – необходимо было и сэкономить по максимуму…

Вот в этот самый момент он и переступил порог нашего офиса. И, оставшись вполне удовлетворен гарантиями своей юридической защищенности, которые мы обязались ему обеспечить, оказался не вполне доволен расценками на услуги. Так что поиски риелтора для него продолжились.

При этом надежность все-таки стояла на первом месте. Поэтому, стремясь к сокращению затрат, он был готов на всякие неудобства, но одно он для себя определил четко: необходимо, чтобы решением его задачи занимался специалист известной компании. И он нашел того, кто выразил полную готовность взяться за его вариант за предложенную сумму. А уж то, что выразивший эту готовность оказался агентом одного из крупнейших московских агентств, только укрепило уверенность нашего героя в завтрашнем дне.

Агент был замечательным. Он не только согласился работать за небольшую сумму, но и оказался на редкость «клиентоориентированным»: заботясь об удобстве нашего героя, он даже договор приехал заключать к нему на дом и аванс внес самостоятельно. Словом, обеспечил не только конечный результат, но и сделал сам процесс максимально комфортным для клиента.

И вот сделка совершилась! Радости нашего героя не было предела. Въехав вместе с семьей в собственное жилище, он успокоился, посчитав одну из важнейших задач своей жизни наконец решенной. Так прошло два месяца, наполненных радостными заботами по обустройству новой жилплощади. И ничто не предвещало беды, пока однажды утром супруга нашего героя не обнаружила в почтовом ящике конверт. В нем лежала копия искового заявления, суть которого сводилась к тому, что много лет назад при приватизации квартиры были нарушены права ребенка. И вот теперь этот ребенок, достигший совершеннолетия, требовал признания своего права собственности.

Шок, постигший всю семью, не поддается описанию. Естественно, первым делом связались с агентом. «Да что вы? – с недоумением спросил он – Неужели вы всерьез полагали, что я буду проверять все предыдущие сделки с квартирой? Да еще за те деньги, которые вы мне заплатили? Не смешите меня»! После этого все попытки дозвониться до агента завершались неизменным результатом: «абонент вне зоны действия сети».

Обратился наш герой и в ту компанию, где работал агент. «Да – подтвердил руководитель отдела – был такой договор на поиск квартиры, заключенный между вами и нашей фирмой. Но ведь вы же ничего так и не выбрали! А агент, кстати, уже больше месяца назад попался на «левой сделке» и потому ныне у нас не работает»…

Эта история пока не окончена: сейчас идут судебные разбирательства. Однако даже в случае «условно благоприятного» исхода вероятность избежать дополнительных затрат для клиента равна нулю: помимо оплаты адвокатских услуг, вероятнее всего, придется соглашаться с истцом на «мировую» и, по существу, выкупать у него причитавшуюся ему долю, которой он в свое время был лишен.

Кто виноват?

К сожалению, известность многих хороших риелторских компаний имеет одну неприятную «обратную сторону». А именно: находятся желающие «погреть руки» на чужом добром имени. Другими словами, частные маклеры порой представляются сотрудниками солидных фирм, в надежде что высокая профессиональная репутация той или иной компании уже сама по себе привлекает клиентов. А иногда они даже и вправду имеют отношение к названной компании – только в прошлом. И нередко прием срабатывает. Особенно, если к названному «громкому имени» добавляются низкие расценки и обходительность.

Наверное, такой поступок нельзя однозначно отнести к разряду мошенничеств с недвижимостью. Подобные «персонажи», как правило, действительно, стремятся оказывать риелторские услуги. Вот только даже минимального уровня профессионализма у них явно не наблюдается: я слабо представляю себе, чтобы настоящий профессионал (будь то глава небольшой компании или частный риелтор) стал «присваивать» себе чужое имя. К тому же любая солидная компания, независимо от количества сотрудников и давности работы на рынке, прежде всего, выстраивает систему, обеспечивающую правовую безопасность сделок. Это и штат квалифицированных юристов, и технология проверки объектов, и поддержка клиентов «в случае чего». Понятно, что у самозванцев всего этого просто нет.

Есть и еще одна категория подобных «деятелей». Это нечистоплотные агенты самих компаний. Вполне естественно, что риелтор получает за свою работу лишь часть той комиссии, которую клиент заплатил агентству. Ведь в сделке участвуют и юристы, и руководители, и диспетчеры, да и само проведение той же проверки имеет свою себестоимость. Кроме того, создание того самого «имени» и обеспечение агентов постоянным потоком клиентов требует немалых рекламных затрат. В результате процент, получаемый агентом в серьезной фирме, часто ниже, чем в компании «Три таракана».

Конечно, большинство сотрудников прекрасно понимают, что им дает компания. Однако есть и такие, кто считает себя обиженным и восстанавливает «справедливость», делая «левые сделки». Такие агенты заключают договор с клиентом от имени фирмы, а потом работают частным образом, предварительно сообщив своему руководству, что клиент отказался от услуг. Понятное дело, что ни о каком использовании возможностей компании, в том числе и по правовой экспертизе, речь тут не идет. И ответственность перед клиентом агентство также нести не может.

Что делать?

Любой клиент ожидает от риелтора не только совершения операции с недвижимостью, но и сервиса. Поэтому стремление агента обеспечить вам максимальное удобство – показатель профессионализма и качества его работы. Однако покупка квартиры – дело слишком серьезное, и уделить ему время все-таки надо.

Обязательно надо лично убедиться, что агент действительно представляет названную им компанию и имеет соответствующие полномочия. При этом не стоит полностью полагаться на наличие у него удостоверения или бейджа компании: такие вещи легко делаются на цветном принтере или оставляются сотрудником на память при увольнении.

Прежде всего нужно позвонить в компанию по указанным рекламным телефонам, выяснить, где находится офис, а также работает ли у них данный сотрудник. После этого подъехать в офис компании, побеседовать не только с агентом, но и с его руководителем. И только удостоверившись, что вас действительно обслуживает данная компания, можно заняться своими делами, предоставив агенту выполнять свою работу.

А непосредственно перед сделкой имеет смысл еще раз пообщаться с руководством вашего риелтора или с юристом. Это позволит избежать описанной выше ситуации, когда клиент уверен, что его сделкой занимается фирма, а фирма уверена, что клиент отказался от услуги.

Ну и традиционный совет: не покупайтесь на слишком низкие цены. Помните: себестоимость проведения сделки в компании достаточно высока уже хотя бы потому, что в ней участвуют высокопрофессиональные (а значит, высокооплачиваемые) юристы. Соответственно, маленькая комиссия запросто может служить признаком «левой сделки», которую агент проводит втайне от компании, а значит, без ее поддержки и ответственности.

Источник: Собственник


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы