В строящихся домах запретят ТСЖ: мнение эксперта

В мае Госдума в третьем чтении приняла законопроект, запрещающий организовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ) в строящихся многоквартирных домах. К чему могут привести такие изменения в законодательстве и чьи интересы они защищают, рассказал Олег Сухов, ведущий юрист "Первого Столичного Юридического Центра".

В мае Госдума в третьем чтении приняла законопроект, запрещающий организовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ) в строящихся многоквартирных домах. К чему могут привести такие изменения в законодательстве и чьи интересы они защищают, рассказал Олег Сухов, ведущий юрист "Первого Столичного Юридического Центра".

Авторы законопроекта полагают, что он позволит существенно снизить число фальсификаций и мошенничеств в сфере управления многоквартирными домами. Так ли это на самом деле?

- Не могу с этим согласиться, так как для создания ТСЖ необходимо решение большинства будущих собственников дома, что предполагает наличие информации о таких собственниках. В свою очередь, информацией о собственниках может располагать лишь застройщик, который строил дом и продавал квартиры. Как показывает практика, ТСЖ в недостроенных домах организовывается только при наличии возникающей серьезной проблемы, связанной с недобросовестной работой строительной компании и не завершением строительства дома. Будущие собственники (обманутые дольщики) предпринимают любые попытки для разрешения возникшей проблемы, и как результат через средства массовой информации (в основном Интернет) находят информацию друг о друге. После чего будущие собственники создают ТСЖ и пытаются решать возникшие в их доме проблемы, в том числе и путем представления интересов через организацию – ТСЖ. Если предполагаемый закон будет принят, то он в значительной степени ослабит права обманутых дольщиков. Кроме того, я считаю, что в рассматриваемом примере имеет место претворение в жизнь лоббируемых управляющими компаниями собственных интересов, которые постоянно входят в противоречие с интересами собственников дома, организующими ТСЖ.

Согласно документу, до момента, когда собственники помещений смогут выбрать способ управления домом, оно будет осуществляться компанией, выигравшей организованный местными властями открытый конкурс. Кроме того, при принятии решения о создании, реорганизации или ликвидации товарищества, владельцы квартир должны будут лично подписывать соответствующие решения, которые затем будут направлены в органы регистрации. Есть ли в приведенном примере законопроекта какие-либо изменения в части существующей практики по созданию ТСЖ?

- Никому не надо объяснять, насколько коррумпировано на местах проводятся аукционы, конкурсы и тендеры, поэтому в приведенной редакции закон ничего нового нам не принесет. Что же касается подписей собственников дома и предоставления такой информации в регистрирующий орган, то по данному поводу могу сказать следующее. И в настоящее время для создания ТСЖ требуются подписи большинства собственников (будущих собственников) дома, однако такие подписи в регистрирующие органы не предоставляются, в этом и заключается принципиальное отличие. Однако, как на практике будет выглядеть процесс сверки должностными лицами регистрирующего органа подлинности представленных нескольких сотен подписей жильцов дома, мне, например, не понятно.

Также законопроект расширяет компетенцию жилищных комиссий - органов исполнительной власти субъектов РФ, которые контролируют использование жилфонда. Комиссии получат право проверять обоснованность создания ТСЖ и соответствие их уставов действующему законодательству, а также принимать решения о составе товариществ. Согласно документу, до 1 марта 2013 года жилкомиссии проверят законность всех существующих ТСЖ. Поможет ли данный государственный орган разрешить существующие проблемы, как в деятельности ТСЖ, так и в конфликтах между собственниками многоквартирных домов и самими ТСЖ?

- Налицо очередной пример раздувания бюрократического аппарата нашего государства. Для того, чтобы жилищные комиссии имели полномочия по контролю за деятельностью создаваемых и действующих ТСЖ, такие жилищные комиссии необходимо сначала создать. Да, безусловно, в местных органах власти имеются жилищные комиссии, но, во-первых, они работают по определенным направлениям, не связанным с ТСЖ, во-вторых, они не справляются со своими полномочиями, чтобы дополнительно догружать их посторонними лишними функциями. В связи с чем, либо действующие комиссии должны увеличивать свой штат, либо придется создавать новые дополнительные структуры – комиссии по работе с ТСЖ. Не могу сказать, что идея создания контролирующего органа над ТСЖ – это плохая идея, однако в настоящее время эта идея не понятна нашему государству, а потому преподносится очень не эффективно, порождая очередной орган госвласти, имеющий полномочия ограничивать деятельность ТСЖ, но не имеющий полномочий способствовать развитию данного направления деятельности в интересах собственников многоквартирных домов.

Источник: Собственник


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы