Ненужная франшиза

НАДЕЖДЫ КАЗАНСКИХ РИЭЛТОРОВ НА ВЫВЕСКИ С ГРОМКИМИ ИМЕНАМИ МОСКОВСКИХ КОМПАНИЙ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ

Обилие предложений для татарстанских риэлторов в области франчайзинга пришлось на разгар кризиса – лето-осень 2008 года. Казанские агентства по продаже недвижимости поначалу в условиях падения цен и продаж отнеслись к заморской технологии, активно практикуемой в ритэйле, туристическом и ресторанном бизнесе, как к волшебной палочке-выручалочке, которая поможет пережить тяжелые времена. Но оказалось, что франчайзинговая модель, заточенная под активно растущие рынки, в условиях кризиса не работает.

НАДЕЖДЫ КАЗАНСКИХ РИЭЛТОРОВ НА ВЫВЕСКИ С ГРОМКИМИ ИМЕНАМИ МОСКОВСКИХ КОМПАНИЙ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ

Обилие предложений для татарстанских риэлторов в области франчайзинга пришлось на разгар кризиса – лето-осень 2008 года. Казанские агентства по продаже недвижимости поначалу в условиях падения цен и продаж отнеслись к заморской технологии, активно практикуемой в ритэйле, туристическом и ресторанном бизнесе, как к волшебной палочке-выручалочке, которая поможет пережить тяжелые времена. Но оказалось, что франчайзинговая модель, заточенная под активно растущие рынки, в условиях кризиса не работает.

ТРИ МОДЕЛИ ДЛЯ РИЭЛТОРА

По мнению директора отделения МИАН в Казани Марселя Валиахметова, сегодня в риэлторском бизнесе есть три схемы развития: собственный бизнес со своими территориальными отделениями (к последнему можно отнести отделения МИАН в Казани и Набережных Челнах), чистый франчайзинг (создание бизнеса с "нуля" на основе приобретенных технологий) и комбинированная модель (последнюю практикуют Century 21 и ХИРШ).

Пик предложений по франчайзингу для риэлторов в Казани пришелся на лето–осень 2008 года. Тогда со своими предложениями на рынок вышли такие федеральные игроки как Дом.ру, Century 21, ХИРШ, DOKI International Realti, Эксперт и другие. Для того, чтобы продвинуть продажи франшизы, была придумана легенда – в связи с кризисом идет консолидация казанского рынка, поэтому тех, кто не присягнет сильнейшему, обязательно сомнут.

Особо талантливые даже давали прогнозы, если экспансия будет продолжаться такими темпами, года через два в Казани может сложиться вторичный рынок продаж франшиз в сфере недвижимости.

"Количество франшиз у любой компании в каждом городе ограничено, чтобы франчайзи не составляли жесткую конкуренцию друг другу. Со временем агентства будут продаваться как готовый бизнес, причем по гораздо более высоким ценам, ведь к этому времени они уже наработают солидные клиентские базы", — делилась своими мечтами с журналистами региональный представитель Дом.ру.

БОЛЬШАЯ ДЕРЕВНЯ

Отрезвление пришло в ноябре–декабре 2008 года вместе с падением рынка недвижимости. Больше всего тогда опрошенные игроки в прошедшем году запомнили громкий уход из Казани франшизы Дом.ру. Арендодатели были даже вынуждены в счет долгов у компании забрать мебель.

"Она быстро ушла с рынка, не завоевав потребителей. Сейчас на рынке Казани из франчайзи присутствует только ХИРШ, - говорит Валиахметов. В компании ХИРШ комментировать газете "БИЗНЕС Online" вопрос франчайзинга не стали.

Президент Гильдии риэлторов Валерий Абсалямов считает, что технология франчайзинга для таких городов как Казань - вещь ненужная:

"Большую роль на рынке играет профессионализм. Дом.ру закрылся. Сегодня присутствующие ни МИАН, ни ХИРШ не являются заметными игроками. Рынок не реагирует на эти имена. Люди знают или старые названия, или приходят по знакомству. Казань - это большая деревня, где все друг друга знают".

Но есть и иные мнения. По словам гендиректора АН "Счастливый дом" Анастасии Гиззатовой, использование франшизы достаточно эффективно, особенно для организующих свое дело с "нуля", за этой технологией стоят проверенные временем алгоритмы работы.

"Сама идея хорошая, но пока не совсем прижилась в Казани. Как руководитель я бы не стала приобретать франшизу, там только первоначальный взнос до последнего времени достигал 600 тысяч рублей. Я бы предпочла инвестировать средства в хорошую рекламную компанию", - добавляет Гиззатова.

Директор АН "Азбука жилья" Анастасия Дмитриева сразу оговаривается, что ее компания не является приобретателем франшизы. "Нас некоторые путают с московской сетью агентств недвижимости "Азбука жилья", но мы самостоятельное агентство", - говорит риэлтор.

По мнению Дмитриевой, успешность франчайзинга во многом зависит от команды (обучаемости сотрудников новым технологиям продаж) и личности самого руководителя.

"При этом, как мне кажется, франчайзи, покупая брэнд, ведут свой бизнес, не делая акцента на качестве оказания услуг", - добавляет Валиахметов.

Ниже приводится краткая информация об игроках, которые или выходили, или заявляли о намерении выхода на рынок риэлторских услуг Татарстана.

ХИРШ

Сегодня в Татарстане действует единственный федеральный франчайзи – АН "ХИРШ". В августе 2008 года была продана первая франшиза израильского ХИРШа. Первым франчайзи стало казанское АН ООО "Риэлт-Эль". Планировалось, что ХИРШ будет работать исключительно в сегменте продаж вторичной недвижимости.

Уже в сентябре 2008 года директор по развитию бизнеса ХИРШ-Россия Ольга Ильина сообщила, что под брэндом "ХИРШ" в Казани предполагается открыть 11 агентств недвижимости и занять 30% от рынка продаж вторичного жилья. В дальнейшем были планы выйти в городах с населением от 100 тыс. человек.

По данным СМИ, договор коммерческой концессии ХИРШ с франчайзи заключается на 6 лет. Стоимость франшизы — $38 тыс., роялти — $1-3 тыс.

Израильская компания ХИРШ открыла свой первый офис в Москве в июне 2003 года. В ноябре 2003 года начались продажи франшизы, и в течение первых 14 месяцев было открыто 19 офисов в разных муниципальных районах Москвы. Начали работать 4 офиса ХИРШ в Праге, 3 офиса в Бухаресте. На сегодняшний день ХИРШ-Россия насчитывает 35 офисов, 10 отделений в Чехии и 6 отделений в Румынии.

МИАН

В августе 2008 года в Татарстан пришел второй после Дом.ру федеральный игрок – АН "МИАН". Сейчас действует два филиала сети - в Казани и Набережных Челнах. К моменту выхода на рынок Казани руководитель регионального департамента МИАН Борис Егоров, декларировал, что агентство 5% рынка займет к концу 2009 года и 10% к 2013 году. Уровень инвестиций в открытие казанского филиала москвичи обозначили на уровне порядка $2 млн.

Согласно пресс-релизу компании, свое решение об открытии филиала в Казани МИАН связывал с "ростом благосостояния населения и активного развития риэлтерского рынка", предполагая, что емкость рынка риэлтерских услуг составляет около $28 млн. Планировалось открытие филиала МИАН в Альметьевске и других городах республики.

ДОМ.РУ

Проект "Дом.ру" являлся проектом московского девелопера Дмитрия Молчанова, решившего запустить в 2008 году федеральную сеть агентств недвижимости. В качестве главного инструмента завоевания рынка было решено выбрать франчайзинг.

Согласно озвученным в СМИ условиям, франчайзи Дом.ру отчисляют головной компании 7% выручки, а паушальный взнос составляет $25 тыс. или 650 тыс. рублей.

В марте 2008 года федеральное риэлтерское агентство Дом.ру открыло свой филиал в Казани, которое заявило о намерении развиваться через заключение франчайзинговых договоров с местными агентствами недвижимости. Тогда же были заявлены планы "в течение трех лет занять около 10% казанского рынка услуг в сфере продаж жилой недвижимости и продать не менее 11 франшиз". В итоге, удалось продать только две франшизы, а в начале ноября 2008 года Дом.ру вообще заявило о закрытии представительства в Казани. По сообщениям СМИ, долги по аренде офиса перед "Сувар-Плазой" представительство вынуждено было отдавать офисной мебелью. Владелец Дом.ру Молчанов предложил сотрудникам написать заявление об уходе по собственному желанию либо в административный отпуск.

Взаимоотношения с одним из казанских франчайзи - директором АН "Новый город" Эдуардом Серазетдиновым закончились острым конфликтом. Как заявил Серазетдинов в интервью "Деловому кварталу", он хотел заключить договор франчайзинга с компанией "Дом.ру", но не смог оформить полный пакет документов, так как на момент подписания бумаг не был зарегистрирован брэнд. Сам основатель сети "Дом.ру" Молчанов ситуацию объяснил тем, что в бизнес-плане для выхода на рентабельность инвестиции были просчитаны в размере 4 млн. рублей, а казанский партнер инвестировал лишь половину суммы.

ЭКСПЕРТ

6 августа 2008 года региональная сеть агентств недвижимости "Эксперт" подписала договор франчайзинга с ООО "Мирекс-ЭКСПЕРТ", которое возглавил некто Михаил Белюсенко. В отличие от предыдущих игроков "Эксперт" является одной из немногих региональных сетей, которая развивает франчайзинг. Первое агентство "Эксперт" было создано в Уфе в 1996 году, и сегодня объединяет более двадцати пяти офисов в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Кумертау, Туймазах, Салавате, Архангельске, Орле, Казани, Соликамске и Березниках (Пермский край).

Виды франчайзинга "Эксперт" различаются в зависимости от численности населения города и от эксклюзивности прав на данной территории. Поэтому паушальный платеж и ежемесячный роялти здесь одинаковый и колеблется от 3200 до 9900 рублей.

DOKI INTERNATIONAL REALTI

DOKI International себя позиционируется как профессиональная консалтинговая компания, развивающая франчайзинговую сеть агентств недвижимости в России, странах СНГ и Восточной Европы. По сути, проект является непрофильной деятельностью постоянного члена совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн" Михаила Дубинина.

Поначалу DOKI вел себя достаточно агрессивно на рынке. Так, в августе 2008 года компания объявила оферту МИАН, которую в то время атаковали кредиторы. "В связи с временными сложностями, возникшими у одной из компаний ГК "МИАН", DOKI… делает коммерческое предложение о выкупе у нее всех текущих договоров покупки, продажи и аренды", говорилось в предложении. Правда, уже в конце октября того же года DOKI пришлось опровергать информацию СМИ о том, что агентство в связи с кризисом прекращает свою деятельность. Тогда же были закрыты ряд офисов сети в Москве.

В самый разгар кризиса в сентябре 2008 года стало известно, что консалтинговая компания DOKI International Realty ведет переговоры с муниципальной девелоперской компанией "Миллениум Зилант-Сити" (МЗС) о заключении франчайзингового соглашения. Ожидалось, что франчайзи выступит официальный представитель отдела продаж МЗС — агентство недвижимости "Лига Риэлт". В МЗС, однако, тогда корреспонденту одного из местных изданий подтвердили, что переговоры по этому поводу ведутся, но окончательного решения еще не принято. В партнерстве с франчайзи DOKI International Realty планировал занять 20% рынка Казани в ближайшие полтора года.

Условия франчайзинга стороны раскрывать не стали, но известно, что в августе 2008 года челябинское агентство "М.квадрат" купило франшизу DOKI Internationalсроком сроком на пять лет. Единовременный взнос при покупке франшизы "DOKI Реалти" — 687,5 тыс. рублей. Роялти — 31,2 тыс. рублей, или 6% от валовой комиссии, ежемесячные отчисления в фонд.

Сейчас, судя по данным официального сайта DOKI International Realty, условия франчайзинга несколько смягчились. Паушальный (первоначальный) взнос за франшизу упал более чем в 6 раз и зафиксирован в размере 100 тыс. рублей за первый офис. Регулярные платежи состоят из трех частей и взимаются только на 4-й месяц работы. Так, ежемесячное роялти составляет 7 тыс. рублей (или 6% от валовой прибыли), рекламный сбор в размере 6 тыс. рублей (или 2% от валовой прибыли франчайзи), сбор за предоставляемое специализированное программное обеспечение в размере 2 тыс. рублей.

CENTURY 21

На декабрь 2008 года было запланировано открытие франчайзи CENTURY 21 - ООО "CENTURY 21 Казань Риэлти", но, похоже, дело не пошло. Опрошенные нами эксперты не назвали его в числе действующих игроков.

Американская риэлторская компания CENTURY 21 была основана в 1971 году в Калифорнии и сейчас объединяет более 8500 брокерских офисов в 57 странах мира. В России брэнд CENTURY 21 с 2007 года, он представлен в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ставрополе, Сочи, Краснодаре, Кемерово, Калининграде, Брянске, Кирове, Туле и Уфе — всего около 30 агентств недвижимости. Условия франчайзинга не раскрываются.

Источник: Бизнес-Онлайн


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы