Росреестр: в чем состоит упрощение регистрации прав на недвижимость?

Без малого два года назад, 1 марта 2009-го, была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр. Основная цель нового преобразования – упростить жизнь всем, кто сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимость, проведения кадастровой оценки, установления границ участков. Однако до сих пор об удобных новшествах Росреестра мало кому известно.

Без малого два года назад, 1 марта 2009-го, была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр. Основная цель нового преобразования – упростить жизнь всем, кто сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимость, проведения кадастровой оценки, установления границ участков. Однако до сих пор об удобных новшествах Росреестра мало кому известно.

Зачем вообще нужен Росреестр и что в нем принципиально нового?

При создании Росреестра были упразднены две службы – Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Также перестала существовать в прежнем виде ФРС (Федеральная регистрационная служба) – она и была переименована в Росреестр, а функции двух упраздненных служб перешли к ней. Таким образом, кадастровым учетом и регистрацией прав на недвижимое имущество стала заниматься одна служба, а не три, как было раньше.

Как рассказала Галина Елизарова, заместитель руководителя Росреестра*, в прошлом году завершилось формирование Управления Росреестра и его территориальных органов. Всего по стране офисов ведомства сейчас – около 7 тысяч.

Сегодня Росреестр обязан: принимать электронные запросы о выдаче сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и выдавать эти сведения; принимать в электронном виде документы о постановке на кадастровый учет; размещать в интернете публичную кадастровую карту (о ней подробнее чуть позже); устанавливать электронную очередь в территориальных органах и регулировать загрузку офисов.

Кроме того, с 1 марта 2010 года физлица и юрлица получили возможность подавать документы на регистрацию прав по почте. Правда, по словам Галины Елизаровой, эта услуга пока так и не стала популярной – сдерживающим фактором стала необходимость нотариального заверения подписи заявителя и самой сделки: «Из 29 миллионов поданных заявлений по почте поступило лишь 4 тысячи».

Как и куда подать документы для регистрации сделки купли-продажи недвижимости и для регистрации права?

Подавать пакет документов на регистрацию права нужно в соответствующую приемную Росреестра. В Москве – это приемные в столичных округах (см. перечень), в Московской области – отдел приема заявлений в центральном аппарате Управления Росреестра (Москва, ул. Поклонная, 13).

Кроме того, приемом заявлений на регистрацию права собственности занимается также Кадастровая палата. Сделано это для удобства заявителей: чем больше точек приема документов, тем лучше. Хотя обработкой заявлений и оформлением регистрации прав занимаются все те же сотрудники Росреестра, а Кадастровая палата просто передают им пакеты с документами.

Чем занимается Кадастровая палата, входит ли она в состав Росреестра?

«Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») являются подведомственными учреждениями Росреестра, то есть подчиняются ему. Кадастровые палаты выполняют часть функций Росреестра. При этом функции не дублируются, а разделены между ними, – объясняет Владимир Колотыркин, директор юридического департамента девелоперской группы «Интегра». – Так, Росреестр занимается всеми вопросами регистрации прав, а Кадастровая палата отвечает за ведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также предоставляет сведения, внесенные в кадастр. Приведу несколько примеров. Если вам нужно размежевать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, получить кадастровую выписку или кадастровый паспорт, то необходимо обращаться в Кадастровую палату. А по всем вопросам регистрации прав (например, получение свидетельства о собственности) – в Росреестр. Если нужно получить информацию о правах (выписку из ЕГРП), также необходимо обращаться в Росреестр».

Будут ли действительны «старые» кадастровые планы, составленные еще землеустроительными конторами?

Сегодня составлять кадастровые планы и заниматься межеванием земель уполномочены только кадастровые инженеры, прошедшие аттестацию Росреестра (сдавшие квалификационный экзамен). Они могут работать как индивидуальные предприниматели либо состоять в штате юрлица (но при условии, что всего в штате такой фирмы не менее двух кадастровых инженеров). По состоянию на 14 февраля 2011 года, в России 9787 человек сдали экзамен и могут работать кадастровыми инженерами.

Однако процедура перехода к институту кадастровых инженеров была растянута во времени, поэтому в Росреестре решили, что кадастровые работы, осуществленные по договорам, заключенным до 1 января 2011 года, будут в силе до сентября текущего года.

Сейчас нужно обращаться только к аттестованным кадастровым инженерам. Их список со всеми контактными данными можно скачать на сайте Росреестра.

Когда завершится передача данных от БТИ в Росреестр по всем объектам капитального строительства?

Переходный период в связи с введением нового налога на недвижимость будет продолжаться до 1 марта 2013 года. На данный момент полной информации обо всех объектах капстроительства все еще пока нет.

Источник: Собственник


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы