Свои и чужие: нужны ли России архитекторы-иностранцы?

Преклонение перед всем иностранным — это не модная тенденция, а давнее веяние в России. «Заморское», по мнению русского человека, всегда лучше и престижнее отечественного. И это касается всего: товаров, культуры, обучения. Справедливо ли такое утверждение относительно архитектуры?

Преклонение перед всем иностранным — это не модная тенденция, а давнее веяние в России. «Заморское», по мнению русского человека, всегда лучше и престижнее отечественного. И это касается всего: товаров, культуры, обучения. Справедливо ли такое утверждение относительно архитектуры?

Вглубь веков

Иностранные архитекторы в России далеко не новшество: приглашать «варягов» стали давно, еще в XV веке, в основном из Италии (сейчас таких специалистов называли бы экспатами). Именно в это время мастера Ренессанса привозят к нам свои главные достижения: ансамблевое мышление и ровно сложенные стены, инженерные умения и новый материал — кирпич. Первыми в Москву приехали Аристотель Фиораванти из Болоньи и череда мастеров с несохранившимися фамилиями: Бон Фрязин, Алевиз Старый (Миланец) и др.

Основной же приток архитекторов из-за границы начался при Петре Первом. Сперва они строили радостно-пышную петровскую Москву, а затем перебрались в Петербург. Многие иностранные архитекторы (как рожденные за рубежом, так и в России, но имеющие заграничное происхождение) составляют славу архитектуры России. Это Растрелли, Бренна, Трезини, Ринальди, Кваренги, Жилярди, Бове, Росси, Монферран, Легран и др. Благодаря архитекторам-«мигрантам» появились Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Архангельский собор, Московский Кремль, Нижегородский Кремль, Грановитая палата, Зимний дворец, дворцы в Петергофе и Царском Селе, Манеж, Большой театр и многие другие жемчужины архитектуры. Если зодчие приезжали в Россию, то не временно — они перебирались сюда на жительство, обрастали связями, друзьями, впитывали нашу культуру.

Можно также добавить, что, например, Осип (Джузеппе) Бове родился в Петербурге, а вот его отец как раз был приезжим в Россию художником. Карл Росси хоть и родился в Италии, но воспитывался в России с 13 лет, а значит, был окружен именно русской культурой. Растрелли (отец и сын) были также обрусевшими итальянцами.

Современное положение

Современный рынок недвижимости по-прежнему радушно приглашает в Россию заезжих архитекторов. Многие соглашаются работать у нас, так как видят в этом перспективы и возможности для самореализации. Не у всех все складывается удачно: многие не учитывают наших реалий, поэтому им с трудом дается работа с нашими заказчиками, девелоперами, обращение с нормативной базой. Возможно, именно поэтому некоторые проекты с участием зарубежных архитекторов оказались провальными. Так, например реконструкция Мариинского театра продолжается уже 9 лет (архитектор — Доминик Перро), бюджет этого мероприятия уже увеличился в шесть раз. А в Москве 20 лет строится ММДЦ «Москва-Сити», и за это время проект приобрел лишь звание самого безобразного места в столице (хотя насчет архитектурных достоинств башен можно спорить, но инфраструктурные решения явно делались «на коленке»).

Можно вспомнить, безусловно, и удачные работы «варягов». Например, комплекс Barkli Plaza, интерьерами в котором занимался известный французский дизайнер Филипп Старк, или ЖК «Грюнвальд» в Подмосковье, который появился благодаря архитектурным бюро NPS Tchoban Voss, «Проект-Меганом», «Остоженка» и Assmann & Salomon.

Сразу несколько зарубежных архитектурных бюро стремится отстроить и Сколково — хочется верить, что здания в иннограде будут удачными со всех точек зрения. В жизни всегда есть удачи и падения, но нам есть чему учиться у Запада, есть куда расти, только делать это надо с умом.

Нужны ли зарубежные архитекторы России?

Так нужны ли нам все-таки «пришельцы» с Запада, раз далеко не все их затеи выполнимы в нашем инвестиционном климате? Может быть, мы можем у них учиться, перенимать их опыт, но обойтись без их непосредственного участия в застройке наших городов?

Для многих из нас заданный вопрос будет спорным. Пытались дискутировать на эту тему недавно в рамках круглого стола «Зарубежные архитекторы и дизайнеры в России», организованного компанией Kalinka Realty. На мероприятии присутствовали архитектор Эрик ван Эгераат, директор по развитию компании Yoo Джеймс Снелгар, директор по разработке концепций проектов английского архитектурного бюро Dyer Филипп Болл, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, архитекторы Сергей Скуратов, Сергей Ткаченко, Сергей Чобан, Михаил Филиппов.

Первым выступление начал Эрик ван Эгераат. Он отметил, что сейчас зарубежные архитекторы работают в любой стране, и это всегда вызывает сложности, однако сотрудничество между такими специалистами плодотворно. Эгераат обратил внимание также на то, что проблема качества строительства актуальна во всем мире: «Каждый день мы строим все хуже и хуже, однако Россия в этом вопросе может научить всех: показать, как не надо делать». Что ж, в каждой шутке есть доля шутки.

Филипп Болл заметил, что нужно просто создавать достойные проекты и уметь работать в команде: «Когда вся команда работает сообща и есть понимание конечного продукта, можно добиться невероятных результатов».

Андрей Боков уверен, что никого не следует убеждать в необходимости присутствия иностранцев на рынке России, и выразил беспокойство за судьбу наших архитекторов. Ведь очень часто на строительство, финансируемое из бюджета, приглашаются иностранные архитекторы, что противоречит и здравому смыслу, и мировому опыту. Отсюда и печальная практика по реализации некоторых крупных проектов. Например, Дворец фигурного катания в Сочи, который еще не сдан, но уже вызывает большие сомнения в его функциональности и оправданности затрат. Боков также заметил, что не всегда в Россию приглашаются звезды мировой архитектуры, чаще всего это просто «комфортные» определенным чиновникам люди.

Сергей Скуратов выразил убеждение, что «иностранцы хороши лишь в том, что мы сами не умеем делать». «Их надо привлекать как специалистов, когда обсуждается какая-то тема, их мнение важно, у них богатый жизненный опыт». Однако Скуратов сомневается в том, что западный опыт и технологии можно перенести к нам: «Созидая культуру пространства другой страны, архитектор сам должен быть ее частью». Тут-то и можно вспомнить таких звезд, как Растрелли и Бове, воспитывавшихся в Российской Империи. А кто из ныне приезжающих в нашу страну экспатов рос и учился здесь же? Резонный вопрос...

Михаил Филиппов отметил, что русский человек всегда любил все импортное. В советское время за заграничный товар переплачивали большие деньги, хотя качество этого товара не всегда было на высоте. К сожалению, в России многие убеждены, что западные архитекторы априори лучше российских. На самом деле это не так. Сейчас везде строят «товар массового потребления». Но ситуацию можно изменить лишь тогда, когда архитекторы будут проектировать дома, которые простоят 100-150 лет. Филиппов мечтает о том, чтобы «архитектура вернулась к тому, что она не товар, а произведение».

Однако, на наш взгляд, было бы неправильным делить архитекторов на «своих» и «чужих», ведь от любого художника мы ждем красивых домов и правильного градоустройства. Мы просто хотим жить в красивом и удобном городе и ожидаем от мастеров своего дела именно этого.

Источник: Собственник


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы