Сергей Чобан: «Большинство построенных в России домов – хлам»

ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АРХИТЕКТОР ПРИЗЫВАЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ ИЗ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сергей Чобан - управляющий партнер российской мастерской "SPEECH Чобан&Кузнецов" (она, как известно, проектирует один из объектов Универсиады-2013 - Дворец водных видов спорта в Казани), в интервью рассказал, что численность населения в крупных городах Германии не растет, поскольку малые города обладают буквально теми же возможностями, что и миллионники, и Россия должна идти к этому же. По мнению архитектора, в РФ наблюдается отвращение к современной архитектуре, и оно носит массовый характер.

ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АРХИТЕКТОР ПРИЗЫВАЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ ИЗ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сергей Чобан - управляющий партнер российской мастерской "SPEECH Чобан&Кузнецов" (она, как известно, проектирует один из объектов Универсиады-2013 - Дворец водных видов спорта в Казани), в интервью рассказал, что численность населения в крупных городах Германии не растет, поскольку малые города обладают буквально теми же возможностями, что и миллионники, и Россия должна идти к этому же. По мнению архитектора, в РФ наблюдается отвращение к современной архитектуре, и оно носит массовый характер.

«НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧИТ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ ИЗ СТОЛИЦ»

- Как вы считаете, всегда ли девелопер должен быть инициатором какого-то важного для города проекта, или инициатива может исходить напрямую от архитектора?

– Да, конечно, архитектор может и должен задавать повестку дня, такая практика уже активно существует на Западе. Например, я сейчас участвую в очень интересном проекте в Берлине, это проблемная площадка под названием "Культурфорум", сейчас стоит вопрос о создании на ней приятной, комфортной среды для хорошего времяпрепровождения. Приглашены шесть ведущих архитекторов, каждый из них создает свое предложение для данного места, на основании этого пишется книга. Данная территория интересна тем, что на ней не выражен заказчик.

Что касается таких крупных городов, как Москва и Петербург, то я считаю, что, может, строить в них ничего больше и не надо. Наоборот, необходимо сделать все, что максимально увеличит отток населения оттуда, поскольку перенаселение и проблему транспортных потоков этих мегаполисов иным способом не решить. В Европе же сложилась другая обстановка – численность жителей в столицах не увеличивается. Это связано с тем, что малые города Германии обладают буквально теми же возможностями, что и миллионники: равномерное распределение рабочих мест, туристических культур, индустриальных центров. Без создания подобной программы Россия превратится в пустыню, а часть земель можно будет просто отдавать! Однако за последние годы я стал замечать, что понимание этого потихоньку приходит к современным архитекторам.

- Какие вызовы сейчас стоят перед петербургскими архитекторами?

– Что касается Петербурга, то здесь два вопроса к архитекторам. Первый: необходимо создавать такую среду, которая стареет равнозначно, как и исторические здания. Мы должны создавать такие по своему качеству здания, которые бы соответствовали качеству зданий, находящихся в исторической части Петербурга. Это сложная задача! Архитектура Петербурга должна быть деталированной, должна выделяться, любое здание в центре города должно принадлежать своему времени.

Второй вопрос – это реставрация города, но не конкретно реставрация зданий, а проблема комплектования городской среды таким образом, чтобы она была не только пригодна для жизни, но и комфортна.

Тогда можно задать вопрос, который я часто задаю себе самому, – по поводу тыльной стороны города. Потому что дворы Парижа или Рима мало напоминают дворы Достоевского. На Западе давно уже все приведено в порядок и пригодно для комфортного проживания. В Петербурге же состояние дворов находится на нуле, но зато в качестве литературной ностальгии находится на высшей точке. Современным архитекторам необходимо задуматься над созданием среды, пригодной для жизни: комфортной и уютной.

ДОМА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДНОПОДЪЕЗДНЫМИ

- Петербуржцы сокрушаются, что в городе продолжают возводиться в основном одинаковые коробки. Если бы вы имели безграничные возможности, что бы вы изменили в облике петербургских зданий?

– Согласен, большинство построенных домов – хлам. Начнем с того, что, в моем понимании, у жилого дома не может быть более одного подъезда. У дома должен быть адрес, лицо, ясные, объяснимые человеку размеры, красивая парадная и парадные двери размером 2х2,5 м. Это приведет к тому, что среди населения сократится уровень хулиганства в своих же подъездах и лифтах. Среду, в которой мы живем, можно сравнить с домашним животным, за которым если правильно ухаживать, то получишь в ответ благодарность, положительные эмоции. Здание, фасад которого сделан с любовью, которое излучает обаяние, воспринимается гражданами по-другому.

Существующие здания не обязательно сносить, можно, к примеру, выделять подъезды различными дверями, красками. Я думаю, что со временем многие здания сами придут в негодность и их придется снести.

- Есть ли разница между проектированием в России и на Западе?

– Разница, безусловно, есть, заключается она в том, что у российского заказчика менталитет вздорного ребенка – он постоянно хочет придумать что-то новое. Необходимо переубедить его так, чтобы донести правильную архитектурную идею и не разрушить детские надежды заказчика.

Еще у наших соотечественников на подсознательном уровне имеется нежелание слушать специалистов и четкое убеждение, что "я сам знаю лучше". Для западного человека процесс проектирования последователен и ни в коем случае не параллелен, не возвратен! Я знаю многих западных архитекторов, которым трудно находить взаимопонимание с российскими заказчиками.

- А как западное общество относится к архитектору?

– На Западе отношение лучше, но не на порядок. Опросите 100 россиян об их отношении к современной архитектуре, и я вас уверяю, что 80 процентов из них назовут ее ужасной, еще 18 процентов – неприемлемой и только 2 процента – приемлемой. На Западе эти цифры будут 50, 30 и 20 процентов. Но в России я наблюдаю по большей мере отвращение к современной архитектуре, и оно носит массовый характер.

Источник: Бизнес-Онлайн


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы