Сергей Саначин: «Градостроительный совет Казани таковым не является лет так двадцать»

КАЗАНСКИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬ - ОБ ИЗДЕРЖКАХ РУЧНОГО ПРАВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРОЙ, ЗАБЫТЫХ РЕГЛАМЕНТАХ И ИСЧЕЗНОВЕНИИ УЛ. ТЕЛЬМАНА

Сергей Саначин, долгое время проработавший главным архитектором проектов центра разработки генплана Казани, обратился в редакцию с предложением прокомментировать статью другого казанского градостроителя Александра Дембича. Саначин вспомнил, что правила игры застройки центра были подготовлены еще во время реализации программы ликвидации ветхого жилья в 1998 году, но рука чиновника запрятала документ под сукно.

КАЗАНСКИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬ - ОБ ИЗДЕРЖКАХ РУЧНОГО ПРАВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРОЙ, ЗАБЫТЫХ РЕГЛАМЕНТАХ И ИСЧЕЗНОВЕНИИ УЛ. ТЕЛЬМАНА

Сергей Саначин, долгое время проработавший главным архитектором проектов центра разработки генплана Казани, обратился в редакцию с предложением прокомментировать статью другого казанского градостроителя Александра Дембича. Саначин вспомнил, что правила игры застройки центра были подготовлены еще во время реализации программы ликвидации ветхого жилья в 1998 году, но рука чиновника запрятала документ под сукно.

«ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УВИДЕТЬ, НАДО ВСЕГО ЛИШЬ ОТКРЫТЬ ЭТУ ПОРУГАННУЮ «ПРОГРАММУ…»

В своей статье «Без новостроек в центре Казани не обойтись» Александр Дембич замечает, что вторая половина 90-х и нулевые годы XXI века стали временем почти неконтролируемой экспансии бизнеса в центральную часть Казани. С этим утверждением, как и вообще с идеей статьи, нельзя не согласиться. Но причины сокрушающей историю экспансии, названные автором, на мой взгляд, неверны.

Дембич не один, кто в причинах видит «не очень цивилизованный девелопмент» и – что уже стало признаком приличного тона в архитектурной среде – «Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани». Под девелопментом («подешевле построить, подороже продать») надо понимать застройщика-инвестора. Под «Программой…» – не ее реализацию, а ее как градостроительный документ, с которым многие критики практического градостроительства, как я убедился, даже не ознакомились лично. И, таким образом, в который уже раз при диагностике состояния казанского градостроительства взоры, к сожалению и заведующего одноименной кафедры КГАСУ, направляются не в ту сторону.

Александр Алексеевич хочет видеть «достоверно и рационально обозначенные в центральной части и на периферии участки строго сохраняемой и восстанавливаемой исторической среды и участки нового строительства с соответствующими для этого параметрами». Действительно: четко и просто. И главное - всем понятно: управленцам, потенциальным застройщикам, проектировщикам и обществу. И чтобы донести до всех такую информацию, не нужно плодить 17 томов, каким рождают в стенах управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) «Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Казани», который только этим своим массивом уже отпугивает от себя специалистов и пользователей. По существу, для показа таких «участков» достаточно всего одной карты. И такая карта была и есть. Для того чтобы ее увидеть, надо всего лишь открыть эту поруганную «Программу…»!

ВСЕ УЖЕ БЫЛО ПОДСЧИТАНО В ПРОШЛОМ ВЕКЕ

Принято считать, что «Программа…» затронула лишь отселения жителей из ветхого жилищного фонда на периферию. Это не совсем так. В работе тщательно проработана подготовка территории к реконструкции центра города. Так, по каждому виду инженерного и транспортного обеспечения выполнены расчеты потребности, определены объемы строительства, трассы и дислокации объектов обеспечения – причем с разбивкой по годам с 1999 по 2004 годы [илл. На примере схемы Телефонизации]. Но это справедливо, если говорить о развернутой финансово-экономической ее части. Будучи разработчиком архитектурно-планировочной части, я всегда подчеркивал, что вторая часть «Программы» («…и реконструкция кварталов ветхого жилья») – неполноценна.

Но то, чего не достает Дембичу, в ней заложено. Заложено на «Карте необходимого нового строительства, реконструкции и реставрации в центральной части города» [илл.]. И не только это. Уже тогда кроме объектов культурного наследия (тогда они именовались памятниками истории и культуры; на карте – черные) нами был выделен значительный пласт зданий, представляющих архитектурно-художественную ценность (на карте – красные). То есть то, что нынче активно муссируется под названием «ценная средовая застройка».

Логика карты простая. Из всей территории центра вычитались территории, не вошедшие в программу отселения жителей (уличная сеть, площади, ландшафт, участки нежилых объектов), территории памятников и территории ценной застройки. Оставшиеся участки неценной жилой застройки могли бы быть использованы для нового строительства (на карте – желтые).

«КАЖДЫЙ ШОРОХ ПРОПИСАН В «ПРАВИЛАХ…», ЗАИМСТВОВАННЫХ НАМИ В СТРАНАХ УСТОЯВШЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИ»

Конечно, в этой работе было не до регламентов и режимов, для этого федеральными законами предусмотрены проекты зон охраны объектов культурного наследия (ОКН) и проекты планировок. Но общая предложенная схема действий была предельно ясная:

- памятники – снос недопустим, только реставрация;

- ценная застройка – снос недопустим, разрешена реконструкция;

- новая застройка – на свободных местах и допустим снос ветхих зданий.

Сейчас можно сомневаться: почему при памятниках и ценной застройке оставлено столько-то земли? Но тогда, до кадастрового закрепления земельных участков и до сплошного размежевания территории центра Казани, четкого алгоритма формирования участков не существовало. Да и подробная детализация должна была бы появиться вскоре, в специальном «Проекте детальной планировки центра Казани» 2002 года.

Как бы там ни было, но «Программа…», а в ее составе соответственно и эта карта, была принята депутатами, и раз так - должна была стать руководством к действию. Но она им не стала. Можно сказать – «по горячим уже следам» начались отклонения. Одним из первых пострадал район улицы Тельмана, который в действующем тогда (и до сих пор), хотя и старом «Проекте зон охраны памятников истории и культуры» (1985 - 89 гг.) фигурировал даже как заповедный.

Возникает вопрос: почему? Почему вообще в Казани существует некая избирательность – одни градостроительные объекты строго блюдутся, на другие закрываются глаза при градостроительной деятельности, третьи оседают в недрах УАиГ и считаются недействующими?

Так, карта зонирования из «Правил землепользования и застройки Казани» - под постоянным присмотром. Она беспрерывно перезонируется посредством многократных рассмотрений, включая общественные слушания и даже утверждения городскими депутатами, причем даже по каждому мало-мальскому земельному клочку. Тут все строго, поскольку каждый шорох прописан в этих самых «Правилах…», заимствованных нами в странах устоявшейся демократии.

«ИЛИ АКАДЕМИКИ «НЕ В ТЕМЕ»?»

Иная ситуация с «Программой…». Ни один ОКН или ценный элемент застройки, перед тем как его уготовили к сносу, не рассматривался конкретно на этот предмет - ни градостроительным советом при главном архитекторе Казани, ни депутатами. А в рабочую группу городской комиссии по вопросам сохранения и сноса объектов историко-архитектурной среды г. Казани актуальные объекты или вообще не поступали, или ее рекомендации игнорировались вышестоящей инстанцией.

Похожее отношение и к проектам планировок (по старинке – ПДП). Не было ни одного градостроительного совета конкретно на предмет рассмотрения отклонения этого градостроительного документа как вида. Как и ушла в Лету практика согласовывать на дальнейших стадиях проектирования или строительства отклонения от градостроительной документации с ее разработчиками. Это тоже одна из причин, почему я утверждаю, что казанский градостроительный совет таковым не является лет так 20, а является по существу лишь архитектурным советом при главном архитекторе города. (К удивлению, вторую часть предложения, высказанную мной на недавнем круглом столе, газета «БИЗНЕС Online» потеряла).

Руководство УАиГ часто утверждает о недостатке в количестве градостроительных проектов. Но так ли это? Если составить перечень, например, разработанных проектов планировок, то обнаружится любопытная картина. Много таких проектов. Они покрыли значительную территорию города. Но «не действуют»! На самом деле УАиГ их забирает, снимает с этих проектов нужное «по усмотрению», использует в своей работе, но не представляет к утверждению. Такая вот застрахованная тактика. Но если в этих работах замечены некие дефекты, то логично их обсуждать тем же градсоветом, исправлять разработчиком и утверждать. Почему же этого нет?

Возьмем самую наболевшую сегодня часть города – центр. Повсеместно - в том числе и начальству - внушается, что нужна детальная его разработка. Но замалчивается, что «Проект детальной планировки центральной части города Казани» есть. Причем получил в 2003 году золотую медаль Российской академии архитектуры и строительных наук! Но в который уже раз не утвержден. Где гарантия, что следующий не будет под сукном? Что происходит? УАиГ не разглядел проект? Или академики «не в теме»? Но тогда каким образом добываются медали?

Не пора ли начать анализировать не только казанское градостроительство, но и характер, и способы регулирования им?

Источник: Бизнес-Онлайн


Поделиться в соц.сетях
Лучшие материалы